Близорукость — термин понятный, а что такое ложная близорукость? Почему она так распространена именно среди школьников и чем опасна?
Ложная близорукость (спазм аккомодации) — это состояние, при котором мышцы глаза, отвечающие за аккомодацию и дезаккомодацию (обратный аккомодации процесс), спазмируются, натягивая связки и удерживая хрусталик в фиксированном положении без возможности двигаться.
Ложной близорукостью патология называется, потому что в отличие от истинной близорукости этот процесс обратим.
Процесс аккомодации происходит при взаимодействии мышц цилиарного (ресничного) тела, цинновых связок и хрусталика. В норме, сокращаясь и расслабляясь, мышцы цилиарного тела ослабляют и натягивают связки, изменяя кривизну хрусталика, что обеспечивает фокусировку взгляда на нужном расстоянии.
При длительной фокусировке на близлежащих объектах мышцы цилиарного тела переутомляются, возникает спазм, из-за которого мышцы теряют свою способность к сокращению и растяжению. Это приводит к тому, что фокус глаза "застревает" на одном расстоянии, а его изменение затруднено и вызывает дискомфорт или боль.
Основной причиной спазма аккомодации (ложной близорукости) являются чрезмерные зрительные нагрузки при работе на близком расстоянии: чтение книг, письмо, работа за компьютером, выполнение домашних заданий.
Из-за высокой нагрузки на зрительный аппарат глаз ребенка не успевает адаптироваться к школьным нагрузкам, возникает переутомление и, как следствие, мышечный спазм.
Распространенными причинами ложной близорукости у детей являются:
Спазм аккомодации — это состояние, которое нельзя не заметить или проигнорировать. Оно неприятно и даже болезненно, поэтому с большей долей вероятности ребенок сам пожалуется на состояние глаз, как только почувствует дискомфорт.
Основные признаки спазма аккомодации у ребенка:
Диагностика зрительной системы ребенка отличается от обследования взрослого. Ребенок не всегда может объективно оценить свои ощущения и однозначно ответить на вопросы специалиста, поэтому приборы, применяющиеся в ходе детской диагностики, устроены так, чтобы результат не зависел от правильности выполнения ребенком каких-либо действий.
Так как для многих детей визит в клинику — сильный стрессор, все манипуляции в процессе диагностики проводятся бесконтактно. Некоторые исследования могут потребовать закапывания специальных капель, расширяющих зрачок. Это процедура необходима для полной диагностики, для ребенка она безболезненна и безопасна.
Конкретные методы и этапы обследования определяются врачом после осмотра и оценки состояния пациента.
По результатам диагностики врач составляет план лечения. Он может включать в себя оптическую коррекцию (подбор очков или контактных линз), аппаратное лечение, а также общие рекомендации для родителей о том, как обеспечить благоприятные условия для зрения ребенка.
Для каждого ребенка лечебная программа составляется индивидуально, с учетом его возраста и общего состояния здоровья.
Количество близоруких детей в России варьируется от 2,3% до 13,8% школьников, а среди выпускников средних школ — от 3,5% до 32,2%. Пиковым возрастным периодом развития близорукости считается 10–12 лет, хотя в последнее время стремительно увеличивается количество близоруких детей среди учеников младших классов.
Для поддержания здоровья глаз важно культивировать у ребенка определенные привычки. Например, вместе определить правильное положение за рабочим столом и в дальнейшем следить, чтобы ребенок сидел именно так, не сутулился и не наклонялся над столом.
При обустройстве рабочего места стоит позаботиться об освещенности. Рекомендуется заниматься в помещении с общим освещением, дополнительно используя настольную лампу, которая должна равномерно освещать рабочую зону стола, где обычно располагается тетрадь или учебник.
Важно следить, чтобы в процессе занятий ребенок делал перерыв (3-5 минут) каждые 30-35 минут. В это время можно выполнить зрительную гимнастику, это позволит мышцам глаз расслабиться и отдохнуть.